Есть ещё среди нас люди, которые лично знали мужиков-охотников, бравших медведей на рожон или добывавших их с рогатиной. Было время… Есть ещё среди нас и немало охотников, которые дорожат установившимися годами и даже веками охотничьими традициями, передаваемыми друг другу, от отца к сыну, из поколения в поколение.

Но, к сожалению, очень большое количество охотников сегодня, особенно среди молодых или только начинающих охотиться, которые уже и не знают, что такое рожон или как изготовить рогатину, способную удержать тушу огромного и разъярённого зверя. Они не задумываются и о разнице между определениями «добыть» или «убить» дикого зверя. Зато они уверенно признают приоритет и мощь нарезного оружия, знают, что такое дальномер, лазерный целеуказатель, GPS-навигатор, прицел и прибор ночного видения и что такое экспансивная пуля.Разработка новых и модификация имеющихся видов оружия и приспособлений для уничтожения людей не обошла стороной и оружие для охоты на диких животных…

Увы, разработка новых и модификация имеющихся видов оружия и приспособлений для уничтожения людей не обошла стороной и оружие для охоты на диких животных. Хотя… – охоты ли?

Охотой признается нахождение в охотничьих угодьях с оружием или охотничьими собаками без поводков или намордников, а также выслеживание или преследование с целью добычи диких зверей и птиц, и, соответственно, сама их добыча. Это понятно всем, и это Закон. Но скажем так: закон далеко не демократичный. Не для людей – тут все в полном порядке. А вот для диких зверей и птиц этот закон означает, что эти человеческие правила практически не учитывают их, диких зверей, право на возможность спасения от человека в своей среде обитания и во время охоты на них.

В чём дело? Я не случайно начал свой очерк с того, что «было время…». Издревле и кое-где до настоящего времени охота является средством к существованию целых народов.

Такая охота действительно приносит коренным народам в труднейших природно-климатических условиях жизни еду, одежду, кров и деньги на жизнь от реализации продукции охоты.

Но так же издавна охота является и способом удовлетворения морально-эстетических потребностей людей в общении с дикой природой, в том числе и путём добычи диких зверей и птиц в так называемых «спортивных и любительских» интересах. В этом случае, как правило, охотник сможет добыть дичь только после длительного изучения повадок диких зверей и птиц, особенностей их жизни, зачастую специально для этого натаскивая охотничьих собак, изучая литературу, слушая и перенимая опыт именитых охотников. И эту охоту можно сравнить, не много не мало, с искусством добывания сильных, острожных, смелых, ловких и в то же время пугливых диких животных.

Что же сегодня представляет любительская охота для человека? А сегодня охота для очень многих молодых, да и не очень, охотников – это времяпровождение с оружием в дикой природе. И тут цивилизация и прогресс сыграли злую шутку с братьями нашими меньшими: человек создал столько техники, электроники и такого оружия, что шансов выжить у них не остаётся.

Вездеходы, квадракоптеры, высокоточное оружие, приборы для ночной охоты, тепловизоры, электронные манки, имитирующие различные призывные голоса диких зверей и птиц – это ещё не полный перечень материально-технического обеспечения современной технологии промысловой и браконьерской добычи диких животных, которую многие именуют в наше время спортивной и любительской охотой.

Современный охотник, имея средства, может сегодня добраться в любую точку планеты для добычи любого дикого зверя и добыть его там. И это интересно, заманчиво и логично. Но есть одно «но». Всё указанное выше, вместе со сплошными и массовыми вырубками лесов, беспрецедентными по площади лесными пожарами, прокладками по охотничьим угодьям энергетических, автомобильных и железнодорожных магистралей, активной химизацией сельскохозяйственного сектора и сплошной мелиорацией не было предусмотрено Создателем, когда Он разрешил и повелел человеку использовать диких животных для их добычи.

Сегодня охота и добыча с помощью ультрасовременного оружия превращается в убийство, а это далеко не одно и то же! И ведь сама по себе суть охоты – используя опыт, знания и ловкость, перехитрить ловкого и осторожного дикого зверя, найти и раскрыть точные алгоритмы его поведения, скрытно подкравшись вплотную, налюбоваться их, диких животных, образом жизни, испытать себя на знание тонкостей и секретов природы, на выносливость, на смелость, и как вознаграждение получить заслуженный трофей – изначально представляет в себе очень кропотливый и непростой труд и величайшую, на генном уровне увлечённость и любовь к дикой природе.

А что такое охота с помощью новейшего оружия, техники и технологий – без права зверя на спасение или на возможность самозащиты? Это банальное убийство, а не добыча ничего не подозревающего зверя или птицы врасплох, на большом расстоянии, то есть без скрадывания, без томливого ожидания, без учёта личного опыта и, на мой взгляд, без самого главного – без любви к природе и настоящего охотничьего азарта и адреналина, ради чего, в принципе, и существует любительская охота. Ведь в любви к природе и весь замысел охоты, а не в любви к оружию как средству превосходства над диким зверем.

Именно новейшие образцы так называемого охотничьего оружия и вызывают горькую усмешку у настоящего ценителя природы и охоты. Автоматы «Калашников», боевые снайперские винтовки и карабины – машины для убийства людей – путём простейшего манипулирования, «кастрации», превращены в так называемое охотничье оружие.

Но где же истинный стиль охотничьего оружия – стиль плавных линий и очертаний, мягкого и тёплого дерева ложи, гармонии грозной силы и эстетики? Где жажда тихого и скрытного любования и наслаждения красотой первозданного мира, а не протаскивания в лес войны, продукции урбанизации, механизации и военно-фантастического дизайна, вездесущих гаджетов ширпотреба, боевого оружия и придатков к нему в виде тепловизоров, электроманков или приборов ночного видения? Откуда появляется у некоторых людей неистребимое хищническое желание убить? Почему в лес проникает с оружием жадность, вседозволенность и власть денег?

Наверное, с последнего и надо начинать разумно оценивать эту тенденцию и задумываться о последствиях такой вот «гонки вооружений» в охотничьем хозяйстве. А если точнее, то не в охотничьем хозяйстве, а в процессе любительской охоты, то есть в процессе добычи в спортивных и любительских целях диких животных и птиц.

Что заставляет новых охотников приобретать мощное оружие и навороченные приборы для добычи диких зверей – без изучения дикой природы, без любования ею, без особого труда и специальных навыков?

Причин несколько. Одна из главных – это желание «без труда выловить рыбку из пруда». Главное охотничье правило: «сначала полюби и изучи – и за это тебе воздастся» уже не принимается всерьёз. Почему? Потому что не охотничий азарт гонит в лес таких людей с оружием, а жажда наживы, гордыня превосходства и, к величайшему сожалению, отсутствие знаний этики и истории охоты.

Надо хорошо и точно знать и помнить, если ты настоящий охотник или ещё только хочешь и надеешься им стать, что не проституция древнейшее занятие человека. Конечно же – охота! А пороки берутся в наших душах совсем с другой стороны и по другим причинам.

История и традиции охоты предусматривают тихое, кропотливое, вдумчивое изучение повадок и жизни диких животных и, соответственно, способов их добычи так, чтобы не томилась душа после этого переживаниями от «загубленной жизни».

И вот сама по себе традиция охоты охотника-любителя состоит в том, чтобы быть честным перед природой, скромным и не жадным человеком и охотником. И только так природа милостиво вознаграждает и отдаёт человеку в качестве подарка-трофея его добычу.

А то, что берут сами сегодня от природы новые охотники – это не дар природы, это рэкет и насилие над ней. Прячась за утверждение о гуманности высокоточного и мощного оружия, новые охотники не только не скрывают своего неумения и нежелания заниматься охотой, каковой она должна являться в наше время по сути: тихой, без жадности и, главное, с любовью; очень многие охотники сегодня выезжают на любительскую охоту как на промысел.

Вот в этом и вся беда сегодняшнего охотничьего хозяйства, а если точнее – сегодняшнего общества охотников. Военная форма, военная техника, военное оружие, военные технологии – не для чего, а против кого! Против диких зверей и птиц. Абсолютно недопустимые в природе соотношения сил и средств. И этому рано или поздно будет положен конец. Но пока ВПК не научится выпускать, раз уж взялся, чисто охотничье оружие: и по внешнему виду, и по характеристикам боя, и по качеству изготовления, и по качеству материалов, и по дизайну – многие из молодых охотников, нашего будущего, будут воевать в лесу с дикими зверями охотничьим оружием военных образцов.

Такая война обречена на истребление в охотничьих угодьях всего живого: от дятла до лося, потому что такое оружие покупают те, кто не знает, что такое настоящая охотничья натура и романтичная душа охотника. Поэтому они и не знают приоритетов и ценностей настоящего охотничьего оружия и, соответственно, как добыть зверя настоящей охотой, а не деньгами.

Надо ли простому охотнику нарезное оружие – это дело каждого. Я, например, отохотился со своим «Лось-4» около пятнадцати лет. Но использовал я его сугубо в промысловых целях или для охоты на волков, хотя почти никогда дальше двухсот метров из него и не стрелял – не было такой необходимости, да и желания. Зачем сегодня он мне – не знаю, потому что сейчас я любого, подчёркиваю, любого зверя добуду из своего надёжного ИЖ-58МА с посветлевшими от времени кончиками стволов.

И когда я вижу на охоте, словно в фильмах-боевиках, машины для убийств, я непременно завожу спор с хозяином такого оружия о стрельбе на меткость по мишени. После охоты.

И почти всегда на расстоянии для стрельбы из гладкоствольного оружия побеждаю. Да не потому, что их оружие плохое или я супермен. Просто люди не только не умеют охотиться, они ещё и не умеют хорошо стрелять. Зачем человеку такое оружие? Ответ прост – игрушка!

Страшная, настоящая, боевая, не дешёвая, красивая игрушка для убийства, но не для охоты. Звучит плохо, но это факт. А к этой игрушке, как правило, следуют приложения: ночной прицел, дальномер, тепловизор, электронный манок, дроны, одежда с подогревом, радиостанция со спутниковым мобильным и GPS, вездеход, база с тёплым туалетом, егеря в прислуге – для работы с убитым зверем. Что ж, кто платит, тот и музыку заказывает.

В таком случае пришло время за такое вот убийство взимать и соответствующую повышенную плату. А ещё лучше, как показала практика с казино для «новых наших» – создавать специальные специализированные охотничьи хозяйства с вольерными охотничьими животными для таких вот «боевиков» и с соответствующим ценами и налогом на прибыль для таких охотпользователей. Экономика здесь простая. Выбивая у себя в охотничьем хозяйстве подчистую дикого зверя, недобросовестные охотпользователи за счёт сверхприбылей от таких охот жируют. Но в природе пустых мест не бывает. Дикие звери из соседних регионов занимают пустующие угодья и становятся очередной добычей несложного охотничьего промысла, называемого любительской охотой. Такие вот «паразиты» могут за 5-7 лет истребить поголовье копытных всего района, проводя охоты в одном сравнительно небольшом участке, в одном месте. В то время как простые, но истинные охотники обходят стороной такие угодья: им здесь нет места по многим причинам, и в первую очередь потому, что они – настоящие охотники, а не охотники «military», то есть военные, в плохом смысле этого слова.

Многие из нас сегодня зачарованно смотрят на мягкие, незлобные формы хороших импортных карабинов: из дорогого дерева удобные и красивые приклады, стремительные формы их лож, цевья, неагрессивный, но строгий дизайн стволов и прицельных приспособлений, удобства, гармоничный дизайн и гарантированная точность стрельбы. Это оружие для охоты! Стоит оно недёшево, но оно того стоит: и качеством стрельбы, и надёжностью конструкции, и своей классической формой, и своим предназначением – радовать душу на настоящей охоте. Точно также как и металлический или пластиковый манок на верёвочке, точно также как и широкие охотничьи лыжи, ягдташ с кожаными ремешками, фетровая шляпа, настоящий кожаный патронташ, закопченный котелок для чая на костре и сам костерок после настоящей охоты. Это – охота, и я уверен, что все «military» мечтают о такой вот охоте. Почему же не исполняют свою мечту? Мода… Престиж… Деньги…

В начале двухтысячных годов меня попросили свозить на экскурсию в охотничьи угодья группу норвежских учёных-охотников, находящихся в стране по делам. Они хотели вживую увидеть диких кабанов в свободной среде их обитания. Экскурсия с посещением кормовых полей и на засидках с вышек без охоты удалась на славу: и кабаны пришли, и фотографии удались хорошие.

Но больше всего норвежских гостей поразило ТОЗ-63 одного из егерей. Держа оружие в руках, они цокали языками, улыбались, а после выстрела картечью по бетонной плите на заброшенной ферме, спросили у меня о том, как им купить здесь такое же ружье за любые деньги и вывезти его к себе на родину.

И в то время они не жалели двух тысяч евро за такой вот «раритет». Не знаю, отдал ли бы егерь своё любимое и надёжное ружье, если бы была такая возможность, но я знаю сегодня очень даже много охотников, которые ищут и покупают старое, классическое, оружие. И не столько для коллекций, а больше для того, что бы отдохнуть душой, походив с «курковкой» или такой же надёжной «вертикалкой» по набродам, петлям и скидкам русака, пугнуть из камышей зазевавшуюся утку, выманить из еловой чащи задир-петушков рябчиков, послушать чарующую музыку гончих, а то и втихаря дать стрельнуть сыну или внуку по газете, украдкой смахнув сентиментальную слезу от вида восторженной детской гордости и необыкновенной радости на личике с полосками сажи на губах от жареной на костре картошки.

Это – наше, и такими мы будем до тех пор, пока будем уважать самих себя и наше будущее. Поэтому и не стоит на настоящей охоте грешить учебной войнушкой или убийством диких зверей и птиц из военно-охотничьего оружия и с помощью специальных электронных средств обмана зверей и птиц. Это точно не наше.

Материал опубликован на Охотники.ру