Даже приблизительно подсчитываемый ущерб, который волки наносят популяциям диких животных, судя по информации, поступающей от охотников, охотоведов и общественности с мест, наглядно показывает, что извечная проблема «санитаров леса», поднимаемая ещё когда-то основателями охотоведения, остаётся не только насущной, актуальной, но и острой уже в наши дни. На этом фоне закономерно возникает два вопроса «Кто виноват?» и «Что делать?»
Вина в неконтролируемом увеличении численности волков и в возросшем ущербе охотфауне и поголовью домашних животных от хищников в тех регионах, где эти факты имеют место, лежит, конечно, не на простых обывателях, а на региональных и местных природоохранных ведомствах и владельцах-арендаторах охотничьих угодий в любой форме их собственности. Прямая обязанность охотпользователей, которую они законно приняли на себя при заключении с государством договоров о ведении охотничьего хозяйства в регионе, определяется, среди прочего, в собственном финансировании и качественном проведении всего комплекса биотехнических мероприятий, включающего в себя качественный учёт и, при необходимости, эффективную борьбу с вредными и хищными животными. Почему охотпользователи не выполняют установленные законом свои прямые обязанности – это вопрос к природоохранному ведомству и к прокуратуре. Возрастающая до критической численность волков во многих регионах и те обязательные мероприятия по борьбе с ними, которые не проводятся, банально игнорируются или проводятся неудовлетворительно – это должно, наконец, стать вопросом для рассмотрения на самом высоком уровне государственной власти, но после предварительной оценки и соответствующего официального заключения прокуратуры как главного контролирующего органа этой власти. Такая коллегиальная проверка, проведённая во взаимодействии с компетентными органами охотничьего, лесного и природоохранного ведомств сообща, покажет, какие мероприятия в деле борьбы с хищниками, бесконтрольно уничтожающими поголовье ценных диких животных, надо проводить и как срочно надо менять ориентиры и стереотипы в сфере регулирования численности волков и других хищников в каждом регионе.
Что же делать? Во-первых, надо чётко и конкретно знать «цену вопроса: сколько волков имеется в каждом административном районе, в каждом охотничьем хозяйстве, в каждом заповеднике, в каждом резервном фонде охотничьих угодий. Сегодня мы это знаем весьма приблизительно. Для этого всего-то надо провести, как и положено, единый учёт хищников в строго установленные дни по всей стране по уже давно отлаженной и проверенной технологии зимнего маршрутного учёта диких охотничьих животных, сопоставив его результаты с проведёнными параллельно в течение месяца учётом на пробных площадях, опросно-анкетным методом и другими видами учётов. А прокуратура, в соответствии с законодательством РФ, обязана проконтролировать все этапы этого важнейшего экологического, экономического и даже социального мероприятия, связанного с предполагаемым усилением пресса человека на окружающую среду. Такими этапами учётов являются: обоснованное типологией угодий составление маршрутных карт-схем ЗМУ (определение пробных площадей), составление списков учётчиков, анкет опросов лесников, егерей, опытных охотников, учёба и инструктаж учётчиков под эгидой всех заинтересованных ведомств. Особое внимание в ходе контроля проведения учётов следует обратить непосредственно в дни учётов на следующие составляющие учётов: выход всех учётчиков на свои маршруты и прохождение ими маршрутов целиком, с обязательным перечёркиванием абсолютно всех следов на маршруте в первый день (по следам – выборочно), прохождение маршрутов учётчиками в день второй (по следам – выборочно), качество заполнения ими маршрутных карт-схем на маршруте, а не у костра или в кабинетах (по факту) и камеральные работы по обработке данных анкет (по факту). Как это сделать — прокуратура знает и умеет. Некачественная или недобросовестная работа с анкетами и маршрутными картами-схемами учётов очень часто, как показывает практика, перечёркивает все труды большого количества людей и немалые силы и средства, затраченные на прохождение учётчиками маршрутов. Происходит это из-за низкой исполнительской дисциплины ответственных лиц или их некомпетентности. Технология прокурорского контроля учётов очень проста: реальное физическое наблюдение за подготовкой и проведением учётов с привлечением для этих целей сотрудников лесхозов, прокуратуры, природоохранного ведомства, полиции и общественности – она позволит исключить брак, фальсификацию или фактическое игнорирование проведения учётов. Два дня учётов с использованием служебного и личного транспорта и учётчиков на лыжах – финансово и организационно по силам любому охопользователю. Что это даст? Это даст возможность конкретного анализа динамики численности поголовья волков по каждому типу охотничьих угодий, по каждому региону, по каждому охотничьему хозяйству, по всем угодьям, где охота закрыта или не проводится, а кому надо — и в целом по стране. А также появится возможность определить, наконец, объективно: во что обходятся государству и охотничьему хозяйству «сытые волки».
В охотничьих угодьях резервного фонда, в заповедниках и на больших площадях лесного фонда учёт хищников на пробных площадях и ЗМУ представляет определённую трудность в организации и финансировании. Такие учёты могут быть проведены в качестве практики силами учащихся ВУЗов лесного и охотоведческого профиля, лесниками, охотниками-промысловиками и даже специальными охотустроительными экспедициями с привлечением авиации. Проведение учётов в этих угодьях должны финансироваться частями: из бюджета, Министерством лесного хозяйства, природоохранными ведомствами, частично Министерством образования по обоснованным ими и утверждённым соответствующими региону прокуратурами сметам (если об этом будет принято решение региональной власти). Оценив численность волков, следует переходить к планированию и реализации мероприятий по регулированию их численности и решать вопрос на уровне правительств этих регионов о целесообразности выделения на эти цели дополнительных средств из бюджета (и внебюджетных фондов) и конкретики их распределения и расходования. Если учёты выявят недопустимую численность волков (куницы, лисицы, рыси, хоря, росомахи и т.д.), то и наступит необходимость непосредственно регулирования численности их как вредных животных путём активной добычи в охотничьих хозяйствах штатными работниками охотничьих хозяйств, а также промысловой добычи волков с целью получения вознаграждения рядовыми охотниками на других территориях. Соответственно, в каждом охотничьем хозяйстве любого региона должна быть ежегодно заложена в смету расходов статья, учитывающие расходы на борьбу с волками. В чём заключаются эти расходы? Изготовление окладных флажков и катушек к ним, приобретение необходимого количества топлива для техники, исходя из площади охотничьего хозяйства и реальной численности волков по учётам. К затратам следует отнести расходы на приобретение капканов, изготовление самоловов, приобретение и расстановку на местах недорогих и доступных в наше время фотоловушек, оплату охотпользователем поощрительных путёвок на охоту или разрешений на добычу лимитированных диких охотничьих животных как бонуса активным помощникам при охоте на волков (по итогам такой деятельности). Обязательно следует решить вопросы организации профессиональной подготовки вабильщиков и приобретении электронных и духовых манков, имитирующих вой волков. Так же необходимо проведение и учебно-тренировочных сборов районных охотоведов, егерей и наиболее опытных и заинтересованных охотников (по рекомендации обществ охотников или охотничьих хозяйств) по подготовке их к охоте на волков различными способами и, главное, с применением современных, более технологичных, интенсивных способов добычи хищников. Отдельно хочется отметить эффективность в борьбе с хищниками (как и с браконьерством) применение в охотничьем хозяйстве фотоловушек. Установленные грамотно и правильно на основных, постоянных переходах и на путях суточных миграций, у привад, они, при попадании в кадр любого движущегося тела, в реальном времени дают ценнейшую информацию о передвижении хищников и позволяют оперативно принимать меры по стратегии и тактике охоты на них в данный период времени – в любую пору года, порой даже заменяя или подменяя самого опытного егеря или волчатника. Как показывает практика, применение в промысле волков и других хищников новейших изобретений и приспособлений для промысловой охоты оправдано и финансово, и экономически, и этически поставленными целями и задачами такой охоты: сохранению и оптимальному увеличению поголовья ценных видов диких животных и, соответственно, эффективному регулированию численности хищников в охотничьих угодьях. Такие виды охоты на волков (с применением «фотоловушек», электронной и духовой вабы, тепловизоров, радиостанций, вездеходов, квадракоптеров, нарезного оружия, искусственных приманок и привад), хотя и требуют дополнительных финансовых затрат, но оправдывают себя, являясь максимально перспективным и эффективным способом их добычи как способа жёсткого и своевременного регулирования их численности в условиях глубоких снегов, бездорожья и труднодоступности основного массива охотничьих угодий России. Нельзя оставлять без внимания, если в этом есть суровая необходимость, и другие способы добычи волков: использование самоловов, а в труднодоступных угодьях – ядов, и, конечно же, повсеместно — красивую охоту с флажками или поиск логова волков, в том числе и с применением опять же «фотоловушек» и вабы. Кроме того, такие охоты могут приносить и реальную прибыль охотничьим хозяйствам, имеющим опыт, условия и договора на проведение охоттуров. Об этом есть много материалов в литературе, но этот опыт следует систематизировать в структурах управления охотничьим хозяйством с целью подготовки опытных специалистов по организации коллективных, коммерческих охот на волков в каждом регионе — в соответствии с конкретными природно-климатическими, социальными и хозяйственными условиями охотничьего хозяйства региона.
Обязательным условием интенсификации регулирования численности волков является создание надёжной связи между соседними охотпользователями и организация оперативных мобильных бригад охотников (во главе со специалистом) с транспортом, которые могли бы быстро реагировать на миграцию волков из соседних районов. И эта работа, опять подчёркиваю, должна организованно проводиться в закреплённых угодьях силами штатных работников охотничьего хозяйства — егерской службой, но с возможным и даже обязательным привлечением наиболее опытных местных охотников, лесников и организованных охотколлективов местных охотников, которым в качестве поощрения и должны назначаться очень важные для них, местных жителей, бонусы при определении стоимости путёвок и разрешений на добычу нормированных видов охотничьих животных. Вот эти бонусы будут являться незапланированными затратами охотпользователей, и они должны будут по логике компенсированы государством. На это надо обратить очень серьёзное внимание всем ветвям государственной власти при подведении итогов этой работы за год: не выделение средств на борьбу с волками, а компенсация затрат охотпользователей, Минслесхоза в качестве поощрения за активную работу в этом направлении и, конечно, за достигнутые результаты. В то же время природоохранные ведомства имеют возможность из внебюджетных фондов охраны природы проводить премирование по итогам региональных конкурсов по борьбе с волками. Положение о таких конкурсах должны разрабатываться и организовываться абсолютно в каждом административным районе, заповеднике, заказнике и резервном фонде, пока численность волков (и других вредных животных и птиц, наносящих ощутимый ущерб фауне региона) не перестанет быть угрожающей для популяций других видов животных и птиц. Такая система срочных и неотложных мер по организации контроля и, при необходимости, борьбы с возрастающей численностью волков, исходя из конкретных условий каждого района огромной России, может лечь в основу подготовки и внедрения в жизнь очень важного и очень своевременного документа о контроле и регулировании численности хищников в целом и волков в частности. А такой документ и такая работа были нужны уже вчера.